Противодействие коррупции

Противодействие коррупции

 

Коррупции - (от лат. corruptio — подкуп) «прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения».

Общепринятым является понимание коррупции как использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под коррупцией понимается:

- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. "а" п. 1 ст. 1);

- совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица" (подп. "б" п. 1 ст. 1).

Характерными признаками коррупции являются:

- использование публичным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;

- получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица, а равно незаконное предоставление такой выгоды физическим или юридическим лицом должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в своих интересах, а также от имени или в интересах другого физического или юридического лица (данный признак соответствует положениям статей 2, 3, 7, 8 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года, которая вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля 2007 г. (ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ).

Об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствует приоритетная деятельность органов государственной власти, направленная на противодействие коррупции, выражающееся в принятии ряда нормативно-правовых актов, в частности: Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815(в ред. от 14.02.2014) "О мерах по противодействию коррупции", базовый Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также ряд законов коррупционной направленности. 

В ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ  "О муниципальной службе в Российской Федерации" закреплено, что муниципальному служащему запрещается: замещать должность муниципальной службы в случаях избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также назначения на должность государственной службы, избрания или назначения на муниципальную должность, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, аппарате избирательной комиссии муниципального образования; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке); быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;  выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями; использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество; разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности; принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями и др.

Аналогичные запреты предусмотрены и для гражданских служащих в ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Особо следует сказать о подарках. Государственный или муниципальный служащий не вправе  получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским или муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются по акту гражданским служащим в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, муниципальным служащим - в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О фактах проявления коррупции Вы можете сообщить в прокуратуру Золотухинского района по телефону 2-12-40.

 

 

Заместитель прокурора Золотухинского

района советник юстиции                                                             Н.В. Горбунова